На главную
Реклама
 
На главную
Новости
История Ж. Д.
Железные Дороги
Статьи
Персональное
TTF шрифты
Фотоальбом
Лирика
Об авторе
Поиск по сайту



Железнодорожное место - перекресток в железнодорожном Рунете!
Rambler's Top100

БронепоездаОглавление

Разрушение и восстановление железных дорог

      Большое военное значение железных дорог привело к тому, что воюющие страны разрушали пути, станции, локомотивы, вагоны и другие технические средства железнодорожного транспорта.
      В период второй мировой войны бомбардировке авиацией железнодорожных узлов придавалось огромное значение, так как нарушение железнодорожных коммуникаций серьезно затрудняло ведение наступательных и оборонительных боев. Достаточно, например, назвать такие цифры. За годы войны на советско-германском фронте немецкая авиация совершила примерно 20 тыс. налетов на железные дороги. Было сброшено 243 тыс. фугасных осколочных и более 120 тыс. зажигательных бомб. Особенно большие разрушения наносили бомбы, попадавшие в эшелоны с боеприпасами или горюче-смазочными материалами. Разрушения от взрывов бомб усиливались разрушениями от взрывов боеприпасов и пожаров.
      В период ведения военных действий железные дороги специально разрушали также отступающие войска, чтобы затруднить их использование наступающими войсками. Объем разрушений был огромным. Железные дороги приходилось строить заново. В таблице, например, приведены данные о разрушениях на протяжении 24 тыс. км железных дорог на территории СССР, освобожденной от немецких войск в 1942 - 1944 гг.

Данные о разрушениях железных дорог на территории СССР,
освобожденной от немецких войск в 1942 - 1944 гг.

Наименование сооружений и устройств Число объектов Доля разрушений, %
до начала военных действий разрушенных
Мосты 16 104 общей длиной 334 000 м 5 797 общей длиной 153 000 м 36, 46
Паровозные депо 186 142 76
Поворотные круги 162 131 81
Электростанции 331 321 97
Вагонные депо 83 83 100
Автоматическая блокировка 3 892 км 3 873 км 99
Полуавтоматическая блокировка 8 565 км 8 465 км 99
Линии связи 46 791 км 43 819 км 94
Вокзалы 2 456 1 385 57
Путевые будки 12 744 4 133 33

      Для разрушения собственно рельсовых путей использовали специально для этих целей сконструированные путеразрушители. Дополнительно рельсы подрывали взрывчатым зарядом.
      В период второй мировой войны на советско-германском фронте в тылу немецких армий активно действовали советские партизанские отряды. Одной из главных их задач было разрушение коммуникаций, в первую очередь железных дорог.
      Вот как оценивал в 1942 г. сложившуюся обстановку командующий охранными войсками и начальник тылового района группы армий "Центр" генерал пехоты фон Шенкендорф в своем запросе в штаб этой группы армий:
      "Угрожающее положение, создавшееся к настоящему времени в результате действий партизан. Совершенно очевидна огромная опасность, возникшая к настоящему времени в результате действий партизан. Эта опасность состоит в следующем:
      1) Важнейшие пути подвоза по железной дороге, в особенности мосты, ввиду недостаточной охраны постоянно находятся под угрозой. Число налетов партизан, диверсий и т. п. с каждым днем нарастает...
      2) Экономическое использование обширных областей в высшей степени затруднено...
      3) Поставлено под угрозу дальнейшее использование важнейших предприятий - электростанций, станций водоснабжения и зависящих от них предприятий (госпиталей, мастерских, заводов), так как партизаны могут сорвать подвоз к этим предприятиям..."
      Всего за время войны партизанами было организовано свыше 20 тыс. крушений воинских эшелонов, разрушено свыше 1600 железнодорожных мостов, выведено из строя большое число паровозов и вагонов.
      В 1943 г. в период Курской битвы партизанами по согласованию с Центральным штабом партизанского движения в Москве была проведена специальная операция под кодовым названием "Рельсовая война" (3 августа - 15 сентября 1943 г.). В ходе этой операции имели место десятки тысяч взрывов на рельсовых путях, были взорваны более тысячи эшелонов, несколько бронепоездов.
      На некоторых железнодорожных линиях движение было задержано на 3 - 15 суток, а три наиболее важные линии снабжения не работали весь август. Операция значительно затруднила перегруппировки и снабжение немецких войск. Этот опыт в дальнейшем был использован.
      Огромные масштабы разрушений железных дорог требовали больших усилий по их восстановлению. Во многих армиях мира имелись и имеются воинские части, назначением которых является восстановление и обслуживание прифронтовых железных дорог.
      В прифронтовой полосе железные дороги обычно восстанавливали по облегченным правилам. Главное - быстро открыть движение, даже с небольшими скоростями движения (до 30 - 40 км/ч), чтобы обеспечить подвоз воинских грузов действующей армии.
      Темпы восстановления сильно разрушенных железных дорог в годы второй мировой войны поражают воображение. Вот, например, как происходило восстановление советскими железнодорожными войсками моста через Вислу у Варшавы в 1945 г.
      Так как все пролетные строения и большая часть опор существовавшего моста были разрушены, то было принято решение о строительстве нового временного моста длиной 515,7 м выше по течению на 25 м. Его строительство началось 18 января, а 29 января первый поезд с воинскими грузами уже прошел по мосту, то есть мост длиной 515,7 м был построен за 11 дней: 46,9 м в сутки!
      Были, например, и такие решения. Мост через реку Одер был необходим срочно. Было решено построить его так, чтобы по мосту могли двигаться только вагоны. Для этого на обрушенных в воду пролетных строениях закрепили деревянные рамы, на них уложили балки и путь. Это было сделано за 2,5 сут. Движение осуществлялось следующим образом - состав с одной стороны реки надвигали вагонами вперед, а на противоположном берегу к нему прицепляли паровоз и вытягивали состав с временного моста. Так было пропущено 5 тыс. вагонов.
      Как правило, строились два моста - один низководный, который сооружался быстро, всего за несколько суток, и другой высоководный. Высоководный мост через реку Днепр в Днепропетровске был построен за 39 дней (с 1 ноября по 9 декабря). При этом был выполнен следующий объем работ: забито 1088 свай, установлено 192 рамы массой примерно 4 т каждая, смонтировано 33 пролетных строения массой по 20 - 35 т, построено две эстакады общей длиной более 200 м. Но и высоководный мост также являлся временным. Однако основной мост строили уже не военные железнодорожники.
      Мы привели данные о темпах восстановления мостов через реки. Темпы восстановления железнодорожных линий также были чрезвычайно высокими и составляли до 20 - 50 км в сутки, причем под огнем противника!
      О масштабах восстановительных работ на освобожденной в 1943 г. территории СССР дают представление следующие данные:

Главные пути, тыс. км 17.8
Вторые пути, тыс. км 2.1
Станционные пути, тыс. км 1.7
Малые мосты:
      количество, тыс. шт. 3.3
      общая длина, тыс. м 40.9
Большие и средние мосты:
      количество 501
      общая длина, тыс. м 48.1
Провода связи, тыс. км 201.2
Локомотивные депо 7.2
Пункты водоснабжения 812
Служебно-технические здания, тыс. м3 329.6
Вокзалы 170
Мастерские 26
Земляные работы, млн. м3 2.1
Укладка станционных путей, тыс. км 1.7
Укладка стрелочных переводов, тыс. шт 13.3
Балластировка пути, тыс м3 330.0

      Можно сказать, что разрушение и восстановление железных дорог в период военных действий, особенно во второй мировой войне, осуществлялось в огромных масштабах.
БронепоездаОглавление