На главную
Реклама
 
На главную
Новости
История Ж. Д.
Железные Дороги
Статьи
Персональное
TTF шрифты
Фотоальбом
Лирика
Об авторе
Поиск по сайту



Железнодорожное место - перекресток в железнодорожном Рунете!
Rambler's Top100

Южно-Уральская железная дорогаОглавление

Южные железные дороги

      Казённые железные дороги, построенные в 1869-1907. Проходили по территории Курской, Харьковской, Таврической, Екатеринославской, Полтавской, Херсонской губерний. Дорога соединяла юг России с центральной частью страны. Способствовала развитию южной топливно-металлургической базы, играла существенную роль в экспорте хлебных грузов (через ст. Джанкой, Севастополь, Феодосия, Владиславовка, Керчь) и каменного угля (ст. Полтава, Лозовая, Кременчуг, Краматорская, Ясиноватая) через черноморские порты Николаев и Мариуполь. По объёмам грузовых перевозок занимала третье место в стране после Екатерининской железной дороги и Юго-Западных железных дорог. Основные линии: Харьков - Знаменка и Лозовая - Никитовка (движение открыто в 1869); Константиновка - Ясиноватая (1872), Курск - Севастополь (1869—75); Краматорская - Попасная, Люботин - Ворожба (1878); Кременчуг - Ромны (1888); Джанкой - Феодосия (1892); Владиславовка - Керчь (1900); Користовка - Пятихатки, Белгород - Купянск, Полтава - Лозовая (1901); Николаев - Херсон (1907). Протяжённость (1913) - 3072 версты (в т. ч. 1019 вёрст - двухколейный путь). В подвижном составе 1299 паровозов, 35 363 товарных и 1543 пассажирских вагона. На дороге построено несколько депо, железнодорожные мастерские (в Харькове, Полтаве, Александровке); искусственные сооружения, в т. ч. 534 путепровода, 6 тоннелей. На дороге работали четыре элеватора (в Николаеве, Феодосии, Харькове, на ст. Прохоровская), два шпалопропиточных завода и один завод железобетонных изделий (на ст. Крюков), три кирпичных завода. В конце 90-х гг. на дороге работали 34 училища, железнодорожные школы, 35 больниц, санаторий. Дорога образована в 1907 при слиянии Курско-Харьково-Севастопольской и Харьково-Ииколаевской железных дорог. Находилась в ведении МПС; управление в Харькове. В 1914-18 построены линии Сарабуз - Евпатория и Гутянская ветвь; велись работы по устройству электрической централизации стрелок на станции Харьков. В мае 1918 Южные железные дороги переданы НКПС. По состоянию на начало 1991 осн. линии Южных железных дорог в составе Южной железной дороги, Донецкой железной дороги и Одесской железной дороги.
      Лит.: Иллюстрированный путеводитель по Южным железным дорогам, Харьков, 1913.
Южно-Уральская железная дорогаОглавление