На главную
Реклама
 
На главную
Новости
История Ж. Д.
Железные Дороги
Статьи
Персональное
TTF шрифты
Фотоальбом
Лирика
Об авторе
Поиск по сайту



Железнодорожное место - перекресток в железнодорожном Рунете!
Rambler's Top100

Юго-Западные железные дорогиОглавлениеЮжно-Уральская железная дорога

Южная железная дорога

Южная железная дорога. Карта. 50 kB      Пролегает по территории Курской и Белгородской областей России, Харьковской, Полтавской, Сумской, Луганской, Кировоградской, Черниговской областей Украины. Управление дороги в Харькове. В состав дороги входят Купянское, Харьковское, Белгородское, Сумское и Полтавское отделения. Эксплуатационная длина дороги (1990) - ок. 3800 км. Дорога граничит с рядом железных дорог: Московской (ст. Готня, Курск), Юго-Западной (ст. Бахмач, Ворожба, Нежин, Гребёнка), Одесской (ст. Бурты, Гребёнка), Донецкой (ст. Букино, Лозовая, Сватово, Старобельск, Тропа), Приднепровской (ст. Красноград, Лозовая), Юго-Восточной (ст. Валуйки, Старый Оскол). Основные сортировочные и грузовые станции дороги: Харьков-Сортировочный, Основа, Полтава-Южная, Купянск-Сортировочный, Кременчуг, Харьков-Балашовский, Сумы-Товарные и др. Положение дороги на скрещении многих направлений определяет её значение как важного транзитного звена.
      Южная железная дорога обслуживает предприятия горнорудной промышленности, машиностроения, строительных материалов, нефтеперерабатывающие предприятия, а также районы развитого сельского хозяйства. По ст. Кременчуг дорога взаимодействует с речным транспортом.
      В состав дороги входят старейшие на железнодорожной сети линии, построенные в конце 19 - начале 20 вв. В 1869 введены в эксплуатацию участки Курск - Харьков и Харьков - Ростов первой на Украине железной дороги Одесса - Балта. В 1870-71 проложены железнодорожные пути между Кременчугом и Полтавой, между Полтавой и Харьковом; в 1872 после введения в эксплуатацию моста через р. Днепр и окончания строительства соединительной ветки Крюков - Кременчуг железнодорожное сообщение связало Харьков с Одессой и Николаевом. Грузам средней полосы России открылся доступ в черноморские порты. В 1878 проложен путь на направлении Мерефа - Люботин - Сумы - Ворожба. В 1888 Харьков-Николаевская дорога получила выход на Либаво-Роменскую магистраль после введения в эксплуатацию участка Кременчуг - Ромны. В 1894 произошло объединение построенных на юге России дорог в одну под названием Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги, которые впоследствии стали именоваться Курско-Харьково-Севастопольской железной дорогой. Развитие сети российских железных дорог на юге продолжалось введением в эксплуатацию в 1894 линий Лохвица - Гадяч, Кириковка - Ахтырка, Боромля - Лебединская. В 1896 открылось движение на участках Белгород - Волчанск, а затем Волчанск - Купянск. В 1897 построена линия Полтава - Константиноград, в 1901 продолженная до Лозовой. К этому времени вошли в число действующих многие другие линии, участки, ветки, соединившись с Харьково-Николаевской железной дорогой; дорога получила название Южные железные дороги. В 1901 построены участки Купянск - Еватово и Полтава - Гребёнка, в 1911 - участок Готня - Основа - Букино.
      В 30-40-е гг. построены линии Прилуки - Нежин (1930), Валуйки - Старобельск (1940), Сараевка - Старый Оскол (1943). В 30-е гг. на дороге осуществлялось техническое перевооружение; на большом протяжении был усилен железнодорожный путь, реконструированы Харьковский, Основнянский и другие узлы, повысилась их пропускная способность.
      Движенцы начали соревноваться за успешное применение передовых методов труда диспетчеров С. В. Кутафина и Н. Т. Закорко. На Южной железной дороге Кутафин первым в стране по профессии был удостоен знака "Почётному железнодорожнику" (1934). Под его руководством внедрялся метод скоростного продвижения поездов на основе согласованной работы диспетчеров, машинистов, работников всех служб. Прогрессивное движение на железнодорожном транспорте возглавил машинист депо Славянск П. Ф. Кривонос, который провёл первый скоростной тяжеловесный состав. Почин Кривоноса был распространён на всей железнодорожной сети. Продолжалась реконструкция станций, депо, других важных объектов. На станции Основа была построена механизированная сортировочная горка, введена электрическая централизация стрелок и сигналов, что позволило повысить темпы сортировочной работы.
      В годы Великой Отечественной войны тысячи железнодорожников находились в рядах действующей армии в составе боевых воинских частей; эксплуатационники обеспечивали своевременный подвоз вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия. Были сформированы военно-эксплуатационное отделение № 12, два поезда по ремонту подвижного состава, другие спецподразделения. Созданные на дороге бронепоезда укомплектовывались бригадами железнодорожников. В декабре 1941 из железнодорожников Южной железной дороги была создана оперативная группа в 139 чел. во главе с начальником дороги Кутафиным, в задачу которой входило восстановление разрушенного хозяйства, организация движения поездов на освобождённых участках. Было сформировано военно-эксплуатационное отделение № 21 (более 1 тыс. чел.), которое участвовало в ликвидации последствий налётов вражеской авиации на Харьков, а затем в защите Москвы, сооружении земляного полотна второго Московского окружного кольца, рокадной дороги Ахтуба - Сталинград. В годы войны на дороге были применены новые формы эксплуатации подвижного состава, в т. ч. организация паровозных колонн особого резерва НКПС, которые осуществляли массовые перевозки для фронта. Летом 1943 в районе Курской дуги восстановлены освобождённые участки фронтовых дорог, организовало движение поездов на линиях Курск - Льгов, Льгов - Дмитровск, Курск - Поныри, Курск - Касторная, Курск - Ржава, Льгов - Готня. Почти вся поездная работа в районе Курской дуги осуществлялась силами работников Южной железной дороги; совместно с жителями Курской области проложена линия Старый Оскол - Сараевка. Общий объём воинских перевозок для обеспечения операции составил около 340 тыс. вагонов, что намного превышало перевозки в период битвы под Москвой и битвы на Волге. Работники управления Южной железной дороги внесли на боевое вооружение для фронта св. 130 тыс. руб. Десятки тыс. руб. перечислили железнодорожники Полтавского, Лозовского и Белгородского узлов. На строительство эскадрильи боевых самолётов "Железнодорожник Южной" в 1944 собрано более 3,5 млн. руб.
      В послевоенные годы на дороге осуществлены восстановление разрушенного хозяйства, реконструкция и строительство новых станций и вокзалов, прокладка железнодорожных путей, внедрение новых технических средств связи и сигнализации. Южная железная дорога является одним из важнейших транзитных пассажирских путей, выполняет также большой объём грузовых перевозок. В 1990 дорога принимала ок. 60% всего грузового потока, идущего с Донецкой железной дороги, и столько же подавала порожняка. Большой объём перевозок приходился на сельскохозяйственную продукцию, в т. ч. хлебные маршруты, сотни тысяч вагонов свёклы и др. Местная работа дороги достигает 35% всех грузовых перевозок. Значительную долю составляют сельскохозяйственные машины, строительные материалы, минеральные удобрения. Одним из важнейших звеньев в работе дороги является организация железнодорожных перевозок, связанных с обслуживанием крупных промышленных предприятий Украины и России, в т. ч. Курской магнитной аномалии, Сумского промышленного объединения, Кременчугского нефтеперерабатывающего завода. Дорога обслуживает более 1 тыс. подъездных путей предприятий промышленности, строительных организаций, на которых выполняется свыше 87% погрузки и около 65% выгрузки различных грузов нефти, руды, цемента, химических удобрений и др. На дороге общая протяжённость путей, оборудованных автоблокировкой и системой диспетчерской централизации, составляет 72% от общей протяжённости, электрическая централизация стрелок и сигналов составляет 94%; протяжённость электрифицированных линий - ок. 1/3 всей эксплуатационной длины.
      Важным направлением технического прогресса в грузовом хозяйстве является внедрение комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных операций с помощью подъёмно-транспортной техники; козловых и мостовых кранов, авто- и электропогрузчиков и др. Широкое развитие получили контейнерные и пакетные перевозки грузов, для чего созданы контейнерные пункты, перерабатывающие крупнотоннажные контейнеры. Внедрены автоматизированные системы управления технологическими процессами.
      Повышению эффективности работы железнодорожного транспорта способствует развитие информационной связи; на дороге действует ВЦ. Оперативной связью и технической информацией обеспечены все сортировочные и грузовые станции, расчётные конторы, локомотивные депо. Для решения оперативных задач ВЦ дороги имеет прямые телеграфные каналы с ВЦ соседних дорог (Юго-Западной, Московской, Юго-Восточной, Донецкой, Белорусской). С помощью ЭВМ осуществляются анализ и оперативное планирование эксплуатационной работы дороги, отделений и станций, составление нормативных документов, регламентирующих показатели перевозочного процесса, плана транспортировки грузов и статистической отчётности, расчёты с грузополучателями. Вычислительная техника внедрена в пассажирское хозяйство: автоматизированы билетно-кассовые операции на базе АСУ "Экспресс-2" на 12 вокзалах дороги, действует более 180 терминалов. Комплексная автоматизированная система "Экосис" применяется на вокзалах ст. Харьков-Пассажирский, Полтава-Южная, Белгород, Сумы. При создании автоматизированных рабочих мест (АРМ) используется микропроцессорная техника, в частности для АРМ операторов товарных и технических контор, нарядчиков локомотивных бригад, дежурных локомотивных депо, маневровых и поездных диспетчеров.
      Высокие темпы роста грузооборота, повышение грузонапряжённости, скоростей движения, вождение тяжеловесных поездов потребовали усиления пути. Комплексная механизация работ по ремонту пути обеспечивается высокопроизводительными путеукладочными кранами, путевыми машинами, осуществляющими выправку, подбивку и отделку пути, а также щебнеочистительными машинами, машинами для закрепления клеммных и закладных болтов, рельсовых скреплений.
      Дорога награждена орденом Ленина (1969).
Юго-Западные железные дорогиОглавлениеЮжно-Уральская железная дорога