На главную
Реклама
 
На главную
Новости
История Ж. Д.
Железные Дороги
Статьи
Персональное
TTF шрифты
Фотоальбом
Лирика
Об авторе
Поиск по сайту



Железнодорожное место - перекресток в железнодорожном Рунете!
Rambler's Top100

Юго-Западная железная дорогаОглавлениеЮжная железная дорога

Юго-Западные железные дороги

      Казённые (с 1895) железные дороги, построенные в 1870—1902. Проходили по территории Киевской, Подольской, Волынской, Бессарабской, Херсонской, Гродненской, Сувалкской губерний России. Связывали Правобережную Украину с Центральнопромышленным и Привислинским районами. Обеспечивала железнодорожное сообщение с Австро-Венгрией, Румынией, Пруссией. В 70—80-е гг. Юго-Западные железные дороги - ведущая магистраль по экспорту зерна и других товаров наряду с Либаво-Роменской линией. Основные линии: Бирзула - Знаменка (движение открыто в 1868); Казатин - Киев (1870); Жмеринка - Волочиск (1871); Одесса - Ковель (1865 - 1873); Здолбуново - Радзивиллов (1874); Фастов - Знаменка, Бобринская - Черкассы (1876); Раздельная - Унгены (1865-77); Бендеры - Рени (1877); Ровно - Сарны (1885); Виннярка - Христиновка (1889); Казатин - Умань (1890); Христиновка - Шпола (1891); Жмеринка - Окница, Слободка - Новоселицы (1893); Каменица - Кременец (1896); Киев - Коваль (1902). Протяжённость (1913) - 3906 вёрст (в т. ч. 1349 вёрст - двухколейный путь). В подвижном составе 1480 паровозов, 31 809 товарных и 1650 пассажирских вагонов. На дороге построены станции, вокзалы, много искусственных сооружений, в т. ч. 1558 малых и крупных мостов, 2 тоннеля. Обслуживание подвижного состава осуществлялось в депо и железнодорожных мастерских (наиболее крупные - в Киеве, Одессе, Жмеринке, Старосельцах). На базе Киевских мастерских в 1880-82 по инициативе начальника дороги А. П. Бородина организована первая в мире паровозоиспытательная станция. На Юго-Западных железных дорогах открыто 35 школ, 3 технических училища (в Киеве, Одессе, Бендерах), училище по подготовке агентов движения в Киеве, 17 библиотек, 3 больницы (в Киеве, Жмеринке, на ст. Дарьевка). Чистый доход - в пределах 2,5% от основного капитала (484,9 млн. руб. в 1913).
      До 1895 дорога принадлежала акционерному обществу Юго-Западных железных дорог (возникло в 1878 при слиянии Одесской, Киево-Брестской и Брестско-Граевской железных дорог), затем перешла в ведение МПС; управление в Киеве. В 1914-18 построены линии Шепетовка - Каменец-Подольский, Коростень - Житомир, Виктория - Гусятин, Овруч - Шепетовка. В мае 1918 Юго-Западные железные дороги переданы НКПС. По состоянию на начало 1991 в составе Юго-Западной железной дороги.
      Лит.: Андреев П. Н., Иллюстрированный путеводитель по Юго-Западным казенным железным дорогам, К., 1898; Краткий очерк современного состояния и деятельности Юго-Западных казенных железных дорог, К., 1905.
Юго-Западная железная дорогаОглавлениеЮжная железная дорога