На главную
Реклама
 
На главную
Новости
История Ж. Д.
Железные Дороги
Статьи
Персональное
TTF шрифты
Фотоальбом
Лирика
Об авторе
Поиск по сайту



Железнодорожное место - перекресток в железнодорожном Рунете!
Rambler's Top100

Уссурийская железная дорогаОглавлениеЦелинная железная дорога

Царскосельская железная дорога

      Первая в России железная дорога общественного пользования; построена в 1836 - 1838 между Петербургом и Павловском. День открытия движения на участке Петербург - Царское Село (30 окт. 1837) считается началом регулярных железнодорожных сообщений в России. Царскосельская железная дорога строилась с мая 1836 на средства акционерной компании Царскосельской железной дороги (учредители Ф. А. Герстнер, А. А. Бобринский, др. представители русского, а также немецкого и американского капитала); среди пайщиков (186 чел.) были крупные промышленники и купцы, придворные, высшие сановники. Устав Общества Царскосельской железной дороги был утверждён летом 1837.
      Строительство дороги осуществлялось силами 3 тыс. сезонных рабочих (крестьян-оброчников, рабочих-мастеровых), а также 1,5 тыс. солдат (военизированные строительные батальоны Главного управления путей сообщения). Длина дороги составила 25 вёрст (26,3 км). Одноколейный путь с шириной колеи 6 футов (1829 мм) почти на всём протяжении уложен на насыпи из балласта толщ, до 0,5 м, состоящего из булыжника и щебня. Рельсы, закупленные в Бельгии и Великобритании, имели длину от 3,7 до 6,9 м (масса 1 м рельса от 123 до 154 кг), укреплялись клиньями в чугунных подушках, которые крепились нагелями к шпалам. На Царскосельской железной дороге был построен ряд искусственных сооружений, в том числе мостов, среди которых самый большой через Обводной канал имел дл. 25,6 м. Пробные поездки с конной тягой - с 27 сент. 1836. За рубежом были закуплены 7 локомотивов и различные экипажи для поездов: закрытые дилижансы на 40 мест, открытые шарабаны, линейки с мягкими сиденьями, кареты ("берлины"). Движение с паровой тягой началось в конце ноября 1836, регулярное движение поездов с локомотивами - после открытия линии Петербург - Павловск. В 1838 в Петербургском технологическом институте создан для Царскосельской железной дороги паровоз "Проворный". На Царскосельской железной дороге построены вокзалы: Павловский, на котором был устроен специальный концертный зал (с 1838), Витебский в Петербурге (1902-04), Царскосельский (1911-12).
      В первые годы эксплуатации дорога перевозила до 600 тыс. пассажиров в год. В 1898 объём пассажирских перевозок составил 1,6 млн. чел. В 1837-41 было перевезено 2,5 млн. пассажиров. За этот период Царскосельская железная дорога дала казне чистого дохода 360 тыс. руб. Однако серьёзного экономического значения дорога не имела, играла роль придворной увеселительной дороги. Руководство Царскосельской железной дороги после отъезда Герстнера за границу перешло к шефу жандармов А. X. Бенкендорфу. В 1899 вошла в состав Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, стала участком линии Петербург - Витебск. Значение Царскосельской железной дороги состояло в том, что на опыте её строительства и эксплуатации была практически доказана возможность бесперебойной работы железнодорожного транспорта в климатических условиях России во все времена года. Коммерческая эксплуатация дороги также на деле показала выгодность и целесообразность нового вида транспорта. Явившись первым опытом в организации железнодорожного движения в России, дорога дала существенный толчок развитию и широкой постановке железнодорожного дела в стране.
      По состоянию на начало 1991 в составе Октябрьской железной дороги.
Уссурийская железная дорогаОглавлениеЦелинная железная дорога