На главную
Реклама
 
На главную
Новости
История Ж. Д.
Железные Дороги
Статьи
Персональное
TTF шрифты
Фотоальбом
Лирика
Об авторе
Поиск по сайту



Железнодорожное место - перекресток в железнодорожном Рунете!
Rambler's Top100

Северо-Кавказская железная дорогаОглавлениеСредне-Азиатская железная дорога

Сибирская железная дорога

      Казённая железная дорога, западный участок Транссибирской магистрали. Образована в 1899 при соединении Западно-Сибирской железной дороги и Среднесибирской железной дороги. Протяжённость (1913) - 3160 вёрст (в т. ч. 2302 версты - двухколейный путь). Способствовала развитию производительных сил Сибири, увеличению населения городов (Курган, Петропавловск, Омск, Ачинск, Красноярск), росту потока переселенцев (в 1901-10 перевезено 2,8 млн. чел.). По Сибирской железной дороге осуществлялся экспорт хлеба и масла (со ст. Курган, Омск, Барнаул, Петропавловск, Каинск) на запад - к портам Балтийского моря (Рига и Виндава) и оттуда в Данию и Великобританию, на восток - к Владивостоку и Харбину; импорт чая из Китая. В русско-японскую войну 1904-06 Сибирская железная дорога играла важную роль в перевозке воинских грузов к Порт-Артуру. На дороге построено 1439 искусственных сооружений, в т. ч. 717 мостов (наиболее крупные - через реки Тобол, Ишим, Иртыш, Томь, Чулым, Енисей). С 1906 велись работы по увеличению пропускной способности дороги: проложены вторые пути, лёгкие рельсы заменены тяжёлыми, увеличена толщина балластного слоя. В подвижном составе 1136 паровозов, 23 365 товарных (в т. ч. 1444 вагона-ледника) и 2962 пассажирских вагона. Работали железнодорожные мастерские (на ст. Омск, Красноярск, Челябинск, Курган, Петропавловск, Каинск, Иннокентьевская, Тайга). Сибирской железной дороге принадлежали шпалопропиточные заводы в Омске (производительность 500 тыс. шпал в год) и Красноярске (400 тыс. шпал в год), Анжерские каменноугольные копи (1 млн. пудов угля в год). На дороге имелись льдохранилища на ст. Макушино, Чулым, Нижнеудинск и др., маслохранилища на ст. Курган и Омск (по 20 тыс. пудов), в Каинске и Петропавловске (по 10 тыс. пудов), действовали 35 школ, телеграфные курсы, 27 библиотек, интернат для детей железнодорожников в Томске, курорт для детей рабочих и служащих на озере Карачи. Находилась в ведении МПС; управление - в Томске. В мае 1918 Сибирская железная дорога национализирована и передана НКПС. По состоянию на начало 1991 основные линии дороги в составе Южно-Уральской, Западно-Сибирской, Кемеровской, Красноярской и Восточно-Сибирской железных дорог.
      Лит.: Комитет Сибирской железной дороги. Материалы, т. 1-28, СПБ, 1893 - 1904; Очерк развития и деятельности Сибирской железной дороги за время с 1900 по 1910, Томск, 1912; Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге, СПБ, 1900.
Северо-Кавказская железная дорогаОглавлениеСредне-Азиатская железная дорога