На главную
Реклама
 
На главную
Новости
История Ж. Д.
Железные Дороги
Статьи
Персональное
TTF шрифты
Фотоальбом
Лирика
Об авторе
Поиск по сайту



Железнодорожное место - перекресток в железнодорожном Рунете!
Rambler's Top100

Московско-Киево-Воронежская железная дорогаОглавлениеМосковско-Нижегородская железная дорога

Московско-Курская железная дорога

      Казённая железная дорога, построенная в 1866-68. Проходила по территориям Московской, Тульской, Орловской, Курской, Рязанской губерний. Связывала Центр России с юго-восточными районами страны, способствовала развитию сельскохозяйственных районов, доставке продуктов сельскохозяйственного производства в Москву. Основные линии: Москва - Серпухов (движение открыто в 1866), Серпухов - Тула (1867), Тула - Курск (1868). Протяжённость (1868) - 512 вёрст (одноколейный путь). В мае 1864 издан указ о строительстве линии Москва - Орёл, явившейся головным участком Южной железной дороги, переименованной в Московско-Курскую железную дорогу. Строительство возглавлял В. С. Семичев, в изысканиях участвовали В. А. Панаев, Н. И. Антонов, В. Ф. Голубев и др. На строительстве кроме рабочих были заняты военные (солдаты штрафных батальонов). На дороге построены несколько депо, 19 станций, оборудованных грузовыми платформами и складами, железнодорожные мастерские, искусственные сооружения (большие мосты через р. Москву, р. Оку и др.). Через несколько лет началась реконструкция дороги с целью усиления земляного полотна, замены лёгких рельсов, подсыпки балласта, увеличения числа станций и приближения их к населённым пунктам. Дорога проходила по густонаселённой местности, и с её прокладкой было связано несколько сотен судебных дел о неудовлетворении исков по отчуждению земель. Московско-Курская железная дорога, построенная на государственные деньги, в 1871-93 принадлежала акционерному обществу. В 1893-95 произошло её объединение с Московско-Нижегородской железной дорогой и с Муромской железной дорогой; образована казённая железная дорога с управлением в Москве. Чистый доход - в пределах 4,7% от основного капитала (301,2 млн. руб. в 1913). В мае 1918 дорога национализирована и передана НКПС. По состоянию на начало 1991 основные линии дороги входили в состав Московской железной дороги.
      Лит.: Верховский В. М., Краткий исторический очерк начала и распространения железных дорог в России по 1897, СПБ, 1898; Путеводитель по Московско-Курской железной дороге, М., 1905.
Московско-Киево-Воронежская железная дорогаОглавлениеМосковско-Нижегородская железная дорога