На главную
Реклама
 
На главную
Новости
История Ж. Д.
Железные Дороги
Статьи
Персональное
TTF шрифты
Фотоальбом
Лирика
Об авторе
Поиск по сайту



Железнодорожное место - перекресток в железнодорожном Рунете!
Rambler's Top100

Красноярская железная дорогаОглавлениеКуйбышевская железная дорога

Кругобайкальская железная дорога

      Казённая железная дорога, участок Транссибирской магистрали, построенный в 1899-1905. Дорога соединила через ст. Байкал и ст. Мысовая, расположенных на разных берегах озера Байкал, Среднесибирскую железную дорогу с Забайкальской железной дорогой. Проходит по южному берегу озера Байкал. Основные линии: Иркутск - Лиственничная (движение открыто в 1899), Лиственничная - Мысовая (1905). Протяжённость (1905) - 290 вёрст (одноколейная). Изыскания трассы проводились с 1890 экспедициями О. П. Вяземского и Г. В. Адрианова по южному берегу озера Байкал, которые показали сложность проходки трассы и определили высокую стоимость строительства. Поэтому в 1900 была открыта временная железнодорожная паромная переправа. Геологические обследования трассы проводились по программе, разработанной проффесором И. В. Мушкетовым. Из двух вариантов был выбран байкальский, как более безопасный. Окончательные изыскания и строительство дороги возглавил Б. У. Савримович, а после его смерти в 1905 - К. Н. Симберг. Прокладкой пути на участке между мысами Асламов и Шаражалгай руководил А. В. Ливеровский, который впервые в практике железнодорожного строительства в России применил электричество для освещения жилья строителей и привода бурового оборудования при разработке скальных пород, а также использовал энергию взрыва для рыхления пород, разработки на выброс и т.п. При сооружении Кругобайкальской железной дороги было построено 39 тоннелей, 50 противообвальных галерей, подпорные стенки общей длиной 14 км, проложено множество водопропускных труб и других искусственных сооружений, построены станционные здания (в т. ч. уникальное здание вокзала на ст. Слюдянка из белого мрамора). Значение Кругобайкальской железной дороги состояло в соединении двух участков Транссиба. В связи с постройкой Ангарской ГЭС линия Иркутск - Лиственничная попала в зону затопления и была разобрана. Взамен неё в 1957 проложена линия Иркутск - Култук. Т. о., самый сложный участок Кругобайкальской железной дороги. Байкал - Култук стал тупиковым и перестал иметь значение для эксплуатации Транссиба.
      Кругобайкальская железная дорога находилась в ведении МПС; управление дороги в Иркутске. В мае 1918 передана НКПС. По состоянию на начало 1991 в составе Восточно-Сибирской железной дороги.
      Лит.: Александров Н. А., Кругобайкальская железная дорога, "Железнодорожный транспорт", 1991, № 5, с. 64-68.

Подробнее: Кругобайкалка

Красноярская железная дорогаОглавлениеКуйбышевская железная дорога