На главную
Реклама
 
На главную
Новости
История Ж. Д.
Железные Дороги
Статьи
Персональное
TTF шрифты
Фотоальбом
Лирика
Об авторе
Поиск по сайту



Железнодорожное место - перекресток в железнодорожном Рунете!
Rambler's Top100

Китайско-Восточная железная дорогаОглавлениеКругобайкальская железная дорога

Красноярская железная дорога

Красноярская железная дорога. Карта. 127 kB      Пролегает на юге Красноярского края, является основной транзитной линией, связывающей западные районы Сибири и Кузбасса с Восточной Сибирью и Дальним Востоком. Управление дороги в Красноярске. В состав дороги входят 3 отделения: Абаканское, Ачинское и Красноярское. Эксплуатационная длина дорога (1991) - 3167 км, в т. ч. ок. 1250 км двухпутпых участков. Дорога граничит с Кемеровской (ст. Мариинск и Междуреченск) и Восточно-Сибирской (ст. Юрты, Тайшет) железными дорогами.
      Красноярская железная дорога является составной частью Транссибирской магистрали, постройка которой в конце 19 в. открыла большие, возможности для развития экономики, культуры и общественной жизни Сибири. Основной участок железнодорожной сети Сибири между ст. Мариинск и Тайшет имел протяжённость 803 км. Регулярное движение поездов между пос. Новониколаевский (ныне г. Новосибирск) и Красноярском открылось в нач. 1898, между Красноярском и Иркутском - в 1899 после завершения строительства крупнейшего в Азии железнодорожного моста через Енисей. В январе 1904 - октябре 1905 Сибирская железная дорога сыграла большую роль в обеспечении воинских перевозок во время русско-японской войны. Первая мировая война изменила условия деятельности магистрали: на сибирских железных дорог было введено военное положение, установлен 10-12-часовой рабочий день, объявлены обязательными "экстренные работы". В перевозках большое место заняли воинские эшелоны, повысился спрос на местное сырьё и продукты. В этот период магистраль оказалась чрезвычайно перегруженной, и с 1 январе 1915 была разделена на Омскую, Томскую, Забайкальскую, Амурскую, Уссурийскую дороги. Красноярская железная дорога в её нынешних границах полностью входила в состав Томской дороги. Структура железнодорожного управления была общей для всех 5 дорог; сибирские управления подчинялись Главному управлению МПС.
      Новое строительство железных дорог развернулось в Сибири в 20-е гг. К 1926 построена линия Ачинск - Абакан (460 км), связавшая юг Красноярского края с Транссибом. В 30-е гг. сибирские железнодорожники включились в стахановско-кривоносовское движение; получил распространение метод машиниста Н. А. Лунина. В целях улучшения работы дороги из состава Томской в 1934 выделена Восточно-Сибирская дорога, а затем в 1936 Красноярская дорога в её нынешних границах (за исключением 1961-79, когда она входила в состав Восточно-Сибирской железной дороги).
      Работа дороги в годы Великой Отечественной войны была сопряжена с трудностями выполнения военного графика движения поездов в условиях, когда не хватало топлива, локомотивов и вагонов, опытных специалистов. В 1943 до 48% работников дороги составляли женщины. За годы войны красноярские железнодорожники отремонтировали свыше 6 тыс. паровозов, оборудовали 160 электростанций, 28 мастерских, отправили на фронт 6 бронепоездов. Продолжалась (осень 1942) изыскательская работа на трассе Абакан - Тайшет, которую вела группа А. В. Кошурникова, А. Д. Журавлёва и К. А. Стофато, погибших при изысканиях. Их именами названы три железнодорожные станции дороги.
      Преобразования в экономике Сибири и края в послевоенные годы потребовали расширения транспортных связей. Весной 1949 началось строительство Южно-Сибирской линии на участке Новокузнецк - Абакан; в 1950 приступили к прокладке дороги на Абазу - крупное железорудное месторождение Хакасии. В 60-е гг. построены линии Ачинск - Лесосибирск, Красная Сопка - Кия - Шалтырь, Камышта - Саяно-Шушенская ГЭС. Для связи Красноярского края с Кузбассом, Средней Азией, Казахстаном и Восточной Сибирью большое значение имело строительство дороги Абакан - Тайшет с веткой Уяр - Саянская протяжённостью 713 км, которое закончилось в 1965. На этом участке было пробито 9 тоннелей общей протяжённостью 10 км, уложено в путь св. 2 млн. м3 балласта, подвешено несколько тысяч км контактных проводов, построено 50 станций и разъездов. В 70-е гг. введена в эксплуатацию линия Решоты - Карабула, которая имеет продолжение в район Богучанской ГЭС.
      В 1959 на дороге сдан в эксплуатацию первый в стране электрифицированный участок на переменном токе промышленной частоты. Дорога является испытательным полигоном для отечественных электровозов переменного тока (ВЛ60, ВЛ80, ВЛ60к, ВЛ80к, ВЛ80т, ВЛ80р, ВЛ85).
      С выделением дороги в самостоятельную хозяйственную единицу в 1979 улучшились оперативное руководство и организация перевозок, возрос грузооборот, увеличилось на 25% отправление грузов.
      Коммерческая и грузовая работа осуществляется на 15 грузовых, 16 участковых, 3 сортировочных, 167 промежуточных станциях. Для пассажирских операций открыто 158 станций, в том числе 17 вокзалов, из них вокзал ст. Красноярск - внеклассный, три вокзала первого класса (Ачинск, Абакан, Канск). На дороге 8 основных локомотивных депо (из них 3 с тепловозной тягой) и 7 оборотных (из них 3 с тепловозной тягой), 6 вагонных депо, промывочно-пропарочная станция.
      В коллективе дороги возникли многие ценные инициативы. Разработан и внедрён метод погрузки леса с использованием верхней суженной части габарита подвижного состава (погрузка с "шапкой"), который получил распространение на всех лесопогрузочных дорогах страны. В полувагон и 4-осную платформу стали грузить на 15 м3 леса больше, в результате чего каждый четвертый вагон высвобождается для дополнительной погрузки. Работники путевого хозяйства дороги в начале 80-х гг. разработали и внедрили систему беспрепятственного пропуска пассажирских поездов в период летнего капитального ремонта. Система включает ряд организационно-технологических мероприятий, которые позволяют улучшить состояние пути, повысить скорость движения на перегонах, уменьшить число плановых предупреждений. С 1977 действует многоступенчатая система, направленная на обеспечение ритмичной и бесперебойной работы, позволившая обеспечить надёжное энергоснабжение, безопасность движения, сократить число сбоев в движении поездов и повреждений оборудования. Для организации продвижения и ввода в график опаздывающих пассажирских поездов на дороге разработан специальный комплекс мероприятий, что имеет решающее значение в условиях транзитных перевозок.
      Лит.: Экономические проблемы повышения эффективности работы железных дорог Сибири, Новосибирск, 1983.
Китайско-Восточная железная дорогаОглавлениеКругобайкальская железная дорога