На главную
Реклама
 
На главную
Новости
История Ж. Д.
Железные Дороги
Статьи
Персональное
TTF шрифты
Фотоальбом
Лирика
Об авторе
Поиск по сайту



Железнодорожное место - перекресток в железнодорожном Рунете!
Rambler's Top100

Казанская царица прописалась в МосквеОглавлениеК истории железнодорожного транспорта

Вокзал культуры и отдыха

Ленинградский вокзал      Когда сдавит горло спазм от накатившей внезапно тоски по дальним странствиям, я прихожу на Ленинградский - именно на Ленинградский! - вокзал. Курить, небрежно облокотившись на гранитный парапет перрона, и смотреть, как мне навстречу медленно тянет состав лиловый электровоз. Вздрогнув, он замирает буквально в двух шагах от меня и получает в лицо тугую струю табачного дыма.
      Смешавшись с толпой приезжих, захожу в здание.
      Здравствуй, Ленинградский...
      Этому старейшему вокзалу Москвы - бывшему Николаевскому - в нынешнем году "стукнуло" 148 лет. Детище знаменитого архитектора Константина Андреевича Тона выполнено в так называемом русско-византийском стиле с использованием крупных металлических конструкций и оригинальных перекрытий.
      Известный зодчий, автор Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты, храма Христа Спасителя в те годы был назначен главным консультантом строительства всех вокзалов и депо на возводимой "чугунной магистрали" Санкт-Петербург - Москва. И, выражаясь языком застойных лет, досрочно ввел в строй свое творение - на два года раньше официального открытия Николаевской дороги.
      В тех странах, где к тому времени уже обзавелись железными дорогами, крупные вокзалы по праздникам, как правило, служили местом для увеселения почтенной публики. Под сводами московского пассажирского дома (так тогда называли вокзал) по воскресеньям тоже звучала музыка, и люди приезжали сюда со всех концов Москвы, чтобы приятно провести время.
      Официальное открытие Николаевской железной дороги состоялось 1 ноября 1851 года в Санкт-Петербурге. В 11 часов 15 минут утра в Москву отправился первый пассажирский поезд с 192 путешественниками. А в 9 утра следующего дня он торжественно подошел к перрону Николаевского вокзала, преодолев расстояние между столицами за 21 час 45 минут. С того дня Петербург стал гораздо ближе к Москве.
      Через два года на Николаевской магистрали был установлен своеобразный рекорд. Впервые в мировой практике пассажирский поезд здесь развил скорость 60 километров в час, преодолев расстояние за 12 часов, - в полтора раза быстрее прежнего.
      В далеком 41-м Октябрьская магистраль оказалась напряженной фронтовой дорогой, и вокзал, переименованный в Ленинградский, был одновременно и военной базой, и лазаретом, и кратковременным приютом для потерявшихся детей, отчаявшихся беженцев. Отсюда на передовую везли бойцов, боеприпасы и технику. Обратно - раненых. А потом поезда встали: немцы оказались близ столицы.
      После декабрьских боев под Москвой дорога вновь ожила; кружным путем пошла помощь Ленинграду. И вокзал продолжал работать, оставаясь таким же опрятным, как и до войны. Ныне вокзал словно помолодел. После капитального ремонта он стал еще просторнее и еще краше. Аккуратные киоски, буфеты, закусочные опоясывают стены огромного зала на двух уровнях. Из любого его конца прекрасно видны электронные табло, информирующие пассажиров о прибытии и отправлении поездов, наличии свободных мест. Среди оригинальных услуг, предлагаемых сегодня пассажирам, - оформление в двух специализированных кассах билетов в вагоны повышенной комфортности. Стоимость таких билетов включает в себя ланч, постельные принадлежности, свежие газеты и журналы. Любители старины могут взять билет в ретро-вагон, включенный в состав поезда "Лев Толстой" до Хельсинки.
      Опередив другие столичные вокзалы, на Ленинградском начали оформлять билеты иностранным гражданам (раньше этим занимался лишь "Интурист"). В Сервис-центре, действующем почти год, клиенты могут сфотографироваться, отправить факс, сделать ксерокопию документов и даже отправить пакет с курьерской почтой. Что еще? Действует окошечко городской справки. Пункты обмена валют есть уже на каждом вокзале, а вот ломбард - пока только на Ленинградском.
      По-прежнему здесь царит чистота и порядок. И немудрено: здесь интеллигентная публика, ее путь лежит из Москвы в Таллин, Хельсинки и, конечно, Санкт-Петербург. И как будто вчера, а не 140 с лишним лет назад, написала про нынешний Ленинградский газета "Северная пчела": "Не бойтесь путешествовать по чугунке. Отправляясь на железную дорогу, надевайте бесстрашно свои лучшие платья!"
Ирина ГРЕБЕННИКОВА.
Казанская царица прописалась в МосквеОглавлениеК истории железнодорожного транспорта